Николай БАСОВ
НЕУЯЗВИМЫХ НЕ СУЩЕСТВУЕТ - Москва: АРМАДА, 1998. - 443 с. (Серия "Фантастический боевик"). 13 000 экз. (п)
МИР ВЕЧНОГО ПОЛДНЯ - Москва: АРМАДА, 1998. - 411 с. (Серия "Фантастический боевик"). 20 000 экз. (п)
Басов - современный плодовитый автор. Его последние книги - пример того, как плодовитость порой влияет на качество произведения.
В романе "Неуязвимых не существует" автор предлагает очередную версию нашего общего нерадостного будущего. В "балканизированном" пространстве бывшего СССР власть поделена между маньяками-диктаторами, марионеточными парламентами и преступными группировками. На этом фоне разворачивается история героя-супермена, этакого "универсального солдата". Впрочем, он по-своему даже порядочен, если не сказать "человечен". Продажные спецслужбы крохотной Московии сдают героя харьковскому диктатору-киборгу. Эти обстоятельства определяют и дальнейшую схему развития сюжета. Кодекс воинской чести обязывает героя справится с почти невыполнимым заданием, не смотря на то, что все - и свои, и чужие - стараются ему помешать. Попутно спецагент со звучным именем Валер решает возникающие промежуточные задания - раздобыть деньги, прижав наркомафию; освободить жену, попавшую в лапы охранки; спасти непутевого друга-единомышленника, и т.п. Все эти задания он решает с блеском, по ходу истребляя разнообразных мутантов, киборгов, андроидов, ментатов, механических псов, солдат противника и собственных продажных коллег. Этому способствует генетически присущая герою папранормальная способность на интуитивном уровне разбираться с замысловатой техникой будущего, размягчать кости, высвобождаясь из тюремных оков, и менять внешность. Если не считать сцены в харьковской тюрьме, где герой долго и со вкусом измывается над троллем-мутантом, в романе меньше крови, чем во многих мочиловках того же разряда.
Другая книга - "Мир вечного полдня" - лежит в иной грани. Сама по себе идея искусственной среды обитания не нова - достаточно вспомнить "Мир Кольцо" Ларри Нивена или "Град обреченный" Стругацких. Басов перенес в свой мир городок середины 60-х, со своими райкомами, парткомами и спецслужбами. Это могло бы послужить источником веселых придумок и полупародийных ситуаций. Но единственный удачный розыгрыш состоит в том, что автор до самого конца заставляет читателя теряться в догадках, что же перед ним - серьезный роман, или пародия. Если воспринимать всерьез, то мы столкнулись с уникальным явлением - ностальгически-трогательной фантастической робинзонадой. Судя по стилистике, дидактике и манере "подавать" ключевые идеи в форме диалогов или популярных лекций, она прорвалась к нам из тех же 60-х. Разве что тогда в подобных эпопеях, проходивших в Детгизе под рубрикой "Для младшего и среднего школьного возраста", райкомовское начальство было хорошим, а теперь - наоборот, плохое, да и сам коммунизм вовремя прозревшие герои кроют почем зря. Отважные подростки, соскочившие на страницы романа прямиком из назидательной, еще "достругацкой" приключенческой литературы, спорят с нехорошим капитаном ГБ, сражаются с гигантскими богомолами и устанавливают контакт с трехногами, которых автор, сославшись, впрочем, на Уиндема, называет триффидами.
Если не слишком придираться к логике и стилю повествования, это целомудренная детская фантастика былых времен с четкими понятиями о добре и зле и стандартным набором "ужасных опасностей и страшных приключений". Вопрос только в том, насколько заинтересуют приключения Ростика и его друзей нынешних подростков, взращенных в лучшем случае на Бэтмене и Кинг-Конге?
Мария Галина
|