От: Alexey Dobkin
Николай, готовы ли Вы давать частные уроки креативного письма? Мне 40 лет. Если да, то сколько это может стоить?
С уважением, Алексей Д.
Здравствуйте, господин Добкин.
(Не могу без обращения, хотя сейчас, кажется, принято уходить от классической эпистолярной формы).
Вопрос Ваш меня заинтриговал. Дело в том, что какие-либо методы обучения - моя давняя и всегдашняя "заданность". Впервые это стало мне ясно еще в самом конце 1993 года, когда АРМАДА вдруг вздумала "сочинить" групповой фантастический сериал. Я тогда усиленно набивался на главного менеджера проекта, разумеется, по творческой части. Но сериал провалился, не хватило денег и, видимо, "политической" воли у организаторов издательства. Я же тогда получил очень характерный ответ по поводу своих амбиций: "Вот будешь настоящим литератором, тогда посмотрим."
Очень уж "настоящим", по-видимому, я так и не стал. Но все-равно думаю - а не "потеряю" ли я что-то (помимо возможного заработка), если "не замечу" Вашего предложения? Поэтому, на исходный вопрос, сформулированный в Вашем письме, отвечаю - скорее "ДА", чем "нет".
А вот попытавшись решить, как же следует взяться (после такого капитального "ДА") за эти самые уроки, как это вообще, по моему мнению, должно быть организованно, отвечу иначе - все зависит от "материала" (и, разумеется, от заказчика, как всегда).
То есть, от таких вещей, которые напрямую с платой "как бы" и не связаны, а определяются тремя следующими исходными - методом обучения, "понятнивостью" (общей одаренностью и цепкостью мышления) ученика, и целью, которую мы сообща попытаемся достичь. (Проблемы жанра мы тут рассматривать не будем, но и они могут оказаться существенными.)
Методов может быть три.
Первый. Я рецензирую то, что у Вас уже имеется (рукопись или файл), указываю направления, в каких текст должен дорабатываться, и тогда оплата "вытекает" из общего затраченного времени, причем почасовая плата может быть не очень большой, от двух до четырех долларов. Думаю, все может "уложиться" долларов в 40, максимум 70. Разумеется, с объяснением выводов.
Метод второй. Возникает, когда нужно проработать очень плотно, допустим, по всему "креативу" целиком. Тогда придется устроить довольно много мелких занятий (как преподают английский для начинающих). И следует подумать об оплате, скажем, уроков 15 - 20 в течение (может быть) двух месяцев, причем за каждый урок я (как достаточно серьезную) рассмотрел бы оплату в пределах 10 - 15 долларов.
Третий метод. Как обучают мастера рукопашного боя учеников, которые уже много могут, но которым следует сломать, может быть, последний барьер, мешающим им "покатить" вперед самостоятельно. То есть, в том случае, если нужно провести интенсивные (и углубленные) занятия по тем проблемам, которые (допустим) Вам "не даются", и без которых нет конечного результата. (Таковыми, например, часто бывают общая и частная стилистики, композиция, сюжет, герои и т.п.). Это наиболее творческая задача, и тут оплата может быть по 20 - 30 долларов за каждое из трех-пяти занятий.
Параметр, который я определил тут как "понятливость", связан с наработанностью Вашего (уже имеющегося) творческого багажа и общим креативным "потенциалом" того, что мы делаем. Если потенциал не очень велик (относится, скорее, ко второму методу), тогда оплата будет чуть выше, потому что придется попутно объяснять базовые величины, и все время ссылаться на них, чтобы они стали ясными со всех сторон, во всех проявлениях. Если Вы уже учились где-то, и некий вполне оформленный текст уже может быть "средством" формализованного общения, тогда все проще, и оплата ниже, потому что я буду меньше объяснять.
И наконец, цель, к которой Вы хотите двигаться. (Не исключено, что я предложу эту цель пересмотреть, если Вы, предположим, себя недооценили, или наоборот, взялись слишком "резко" за это нелегкое дело - писать художественные тексты.) Если, предположим, Вам просто захочется получше править текст - одно (частная, по сути, задачка), и совсем недорого. Если Вы хотите в результате наших занятий конкретно посмотреть, как это разгружает психику - совсем другое, подороже. И самое дорогое, разумеется, если Вы вздумаете создать для себя собственный роман (довести его до финальной стадии, когда уже можно отправляться в издательство).
Как видите, я методичен. (К тому же, распалился - вот сколько накатал.) Я хочу объяснить, что все зависит от того контракта, который мы (в случае "непротивления сторон") заключим (разумеется, устно и по-джентльменски.) И который как каждый творческий контракт заранее и в общем виде (по сути) очень трудно формализуем. Вот так.
Надеюсь, я ответил на Ваше послание.
С уважением, НБ
|